+7 (499) 495-40-07 Кронштадтский бульвар, д.13/2 к.1
+7 (499) 322-40-07 ул. Братиславская 18 корпус 1

Острый гайморит

Лечение острого гайморита в Москве в семейной клинике «Медицинский Дом» по доступным ценам. Квалифицированные специалисты и современное оборудование. Звоните или оставляйте заявку на сайте.

Online запись

Лечение гайморита

В носовую полость через систему отверстий и каналов открываются четыре пары синусов (околоносовых пазух). Синусы — тонкостенные полости, выстланные респираторной эпителиальной тканью.

Пара верхнечелюстных синусов расположенные симметрично под глазницами в толще верхней челюсти называются гайморовыми пазухами. Гайморовы полости занимают почти весь объем верхнечелюстного отдела лицевого черепа.

Респираторный эпителий состоит из реснитчатых клеток (цилиндрический мерцательный эпителий), и железистых клеток (паренхимная ткань), образующими слизь. Слизистая оболочка синусов находится в постоянном движении благодаря подвижности ресничек. Слизь стекает через синусовые отверстия в носоглотку и в желудок.

Функции гайморовых синусов

Околоносовые пазухи выполняют функцию увлажнения и нагревания вдыхаемого воздуха, купирования сотрясений при черепно-мозговых травмах, участвуют в обонянии и резонировании голоса, уменьшают вес черепной коробки.

Причины воспаления гайморовых синусов

На развитие гайморита влияют 3 фактора:

• закупорка дренажных отверстий пазух;
  • повреждение мерцательного эпителия и подвижности ресничек;
  • изменение качества секрета слизистой оболочки.

Один или сочетание нескольких причинных факторов приводят к развитию гайморита.

Типичными возбудителями синусита верхнечелюстных пазух выступают бактерии Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae и Moraxella catarrhalis, вирусы гриппа, ОРВИ, кори, и некоторые грибки.

По характеру возникновения и типу протекания заболевания гайморит  диагностируется, как острый или хронический.

Острый гайморит симптомы

Острый гайморит — инфекционное заболевание слизистых оболочек, длящееся от 1 до 4 недель. Симптомы острого воспаления гайморовых синусов:

• прозопалгия (лицевая боль) в подглазье над пораженной пазухой, характер которой изменяется в зависимости от положения тела;
  • головная боль;
  • ощущение давления жидкости в лицевых костях;
  • гнойный ринит или мокрота;
  • влажный кашель;
  • тошнота;
  • рвота.

Системные признаки включают повышение температуры тела, лихорадку, слабость и резкое повышение числа лейкоцитов, наличие патогенной флоры в носовой слизи.

Острый гайморит диагностика

Физикальное обследование выявит чувствительность к постукиваниям по щекам и надавливанию в области носогубных складок и на скуловые кости ближе к носу подглазничную область и на нижний край глазной орбиты.

При эндоскопическом осмотре обнаруживается покраснение и отек слизистых оболочек носа и гной, исходящий из средней носовой пазухи.

По показаниям, врач-оториноларинголог может направить пациента на КТ синусов.

Между воздухоносными пазухами и мозгом находится очень тонкая перегородка. При нарушении целостности стенки синуса, запущенный гайморит может осложниться инфекцией головного мозга.

При возникновении вышеописанных симптомов, необходимо записаться на консультацию к врачу-оториноларингологу (ухо-горло-нос) для срочного обследования и адекватного лечения.

Причины развития и симптоматика хронического гайморита

Хронический гайморит развивается в результате бактериальной или грибковой инфекции, а также нелеченного вирусного заболевания (грипп, перенесенный на ногах). Болезнь может возникнуть на фоне назального полипоза и при деформации носовой перегородки. Иногда, хроническое воспаление синусов является осложнением сенной лихорадки (сезонной аллергии).

Хроническая форма длится более 8 недель и имеет рецидивирующий характер.

Хронический гайморит симптомы:

• насморк;
  • затрудненное носовое дыхание;
  • отечность лица в области глаз и щек;
  • боль в верхней челюсти;
  • ухудшение обоняния и вкуса;
  • ночное апное;
  • кашель, усиливающийся в положении лежа;
  • заложенность в ушах;
  • общая слабость организма;
  • раздражительность;
  • хроническая усталость.

Начальным этапом диагностики является проведение назальной эндоскопии с помощью гибкого зонда. ЛОР-врач может увидеть скопление жидкости в гайморовых пазухах и исключить или подтвердить наличие новообразований и дефектов анатомического строения носа.

Дополнительная диагностика:

• бактериальный посев носовой слизи;
  • УЗИ синусов;
  • КТ;
  • тест на аллергию;
  • биопсия слизистой оболочки.

При диагностированном назальном полипозе, рекомендуется операция по удалению полипов.

Методы лечения гайморита

Современное лечение гайморита включает комплекс мероприятий направленных на устранение воспаления, восстановление нормального оттока слизи из гайморовых синусов и устранение первопричины болезни.

Схема лечения гайморита у взрослых и детей составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом первопричины и сопутствующих заболеваний.

Антибактериальная терапия

Препарат выбора — амоксициллин (моксипен). Если лечение неэффективно, заменяется на Клавуланат (Аугментин) и Цефуроксим (Зиннат). При развитии осложнений заболевания, антибиотикотерапия проводится внутривенно в условиях стационара.

Антигистаминные препараты

Антигистамины применяются только при аллергическом рините. При тяжелом течении гайморита могут назначаться стероидные препараты перорально для улучшения дренажа и вентиляции пазух.

Назальная ингаляция

Капли или орошение слизистой оболочки носовой полости рекомендуются для увлажнения пазух и улучшения самочувствия больного.

Промывание верхнечелюстной пазухи

Промывание гайморовых пазух дезинфицирующим раствором назначается при неэффективности лечения антибиотиками, при сильных головных болях, а также у пациентов с ослабленной иммунной системой. Промывание проводится под местной анестезией через прокол в стенке верхнечелюстной пазухи под нижней носовой раковиной.

Оперативное лечение

Хирургическое вмешательство при гайморите требуется редко и проводится при наличии сильной боли, не поддающейся лечению, или для предотвращения развития осложнений.

Аппаратная физиотерапия при лечении синуситов

Физиотерапевтические методы применяются в сочетании с другими методами терапии острой и хронической формы гайморита:

• электромагнитная терапия УВЧ;
  • инфракрасный лазер;
  • ультрафиолетовое излучение (тубус-кварц).

Физиотерапевтическое лечение направлено на улучшение кровообращения, снятие воспаления и повышение сопротивляемости к вирусной инфекции.

Ринит и гайморит у детей

Причинами, по которым ринит наиболее часто встречается у детей, является высокая частота инфекций верхних дыхательных путей и узкие носовые пути и дренажные отверстия синусов.

Поэтому насморк в детском возрасте требует особого внимания. Отношение к тому, что «у всех детей насморк», должно измениться. Длительное гнойное отделяемое из носа означает затяжное инфекционное воспаление гайморовых пазух. Носовая слизь должна быть прозрачной и желеобразной. Гнойный секрет является продуктом брожения застойной жидкости в синусах.

Детский ринит, длящийся более трех месяцев подряд, вызывает необратимое повреждение слизистой оболочки синусов.

Своевременное и грамотное лечение ринита, основанное на рациональной лечебной тактике, сократит количество детей, страдающих затяжным гнойным ринитом и уменьшит количество взрослых, страдающих хроническим гайморитом.

Осложнения при воспалении гайморовых пазух более характерны для детей раннего возраста. Их лечат под тщательным наблюдением в стационаре, длительной антибиотикотерапией. При неблагоприятном течении болезни, может потребоваться операция по дренированию абсцессов и удалению инфицированной ткани в верхнечелюстных синусах. Операция проводится эндоскопическим доступом через нос, без наружных рубцов.

Профилактика гайморита

В большинстве случаев, воспаление синусов имеет инфекционную природу. Выполнение ряда профилактических действий помогут избежать гайморита и снизить интенсивность приступов, при хроническом течении болезни:

• предотвращение инфекций дыхательных путей;
  • адекватное лечение аллергии;
  • долечивание ОРВИ;
  • отказ от курения, в том числе — от пассивного;
  • использование увлажнителя и ионизатора воздуха.

Только опытный врач-оториноларинголог может диагностировать гайморит. Самолечение осложняет течение болезни и приводит к необратимым последствиям.

Лечение гайморита в Москве

Врачи-специалисты ЛОР-отделения семейного многопрофильного медицинского центра «Мед Дом» проводят эффективную и безопасную терапию гайморита, основанную на передовых достижениях доказательной медицины.

Индивидуальный план лечения составляется после комплексного обследования на базе медицинского центра, и с учетом потребностей и индивидуальных особенностей больного.

Клиника«Медицинский Дом» оснащена современным лечебно-диагностическим оборудованием, что повышает точность диагностики и гарантирует адекватную терапию.

Цену консультации врача-оториноларинголога в медицинском центре «Мед Дом» в Москве можно уточнить в прайс-листе на сайте или по телефону у администраторов. Для пенсионеров предусмотрены скидки.

Первичный прием врача оториноларинголога
2 100 руб.