Постковидный синдром в практике кардиолога

За 2,5 года пандемии с новой коронавирусной инфекцией столкнулось подавляющее большинство взрослых людей. Рекордную заболеваемость COVID-19 отмечали в начале текущего года, когда наблюдалось стремительное распространение штамма «омикрон». Как правило, этот штамм не вызывал серьезных осложнений, и лечение проходило в амбулаторных условиях. Но все чаще доктора убеждаются в том, что даже после легкого течения болезни может развиться постковидный синдром, и в том числе – в результате поражения сердца и сосудов.

О чем говорят исследования?

В ходе одного исследования у 77 пациентов, перенесших COVID-19, провели обследование сердечно-сосудистой системы спустя 3 месяца после клинического выздоровления. По результатам обследования обнаружили поражение сердца и сосудов у 71% добровольцев, перенесших ковид в легкой форме, у 93%, перенесших ковид средней степени тяжести, и 95% пациентов, перенесших тяжелую форму болезни.

При этом наиболее часто отмечали наличие таких нарушений, как:

• деформация миокарда;
  • признаки перенесенного перикардита (воспаления сердечной сумки);
  • различные нарушения ритма биения сердца.

Чем тяжелее была форма перенесенного COVID-19, тем более серьезные расстройства работы сердца и кровеносного русла имели место у пациента. Ученые наблюдали и такие патологии, как повышение давления в легочной артерии, расширение правых отделов сердца и нижней полой вены, дисфункция левого желудочка.

К выводу о том, что коронавирусная инфекция отрицательно влияет на сердечно-сосудистую систему, приходили ученые и в ходе других исследований. Поэтому очень важно проявить бдительность и исключить развитие патологий, особенно при наличии факторов риска.

На что обратить внимание?

Расстройство работы сердечно-сосудистой системы может проявляться такими признаками, как:

• одышка, особенно после физической нагрузки (прогулки, подъема по лестнице и т.д.);
  • слабость, быстрая утомляемость, сонливость;
  • боли и ощущение тяжести в левой половине грудной клетки, под левой лопаткой, в области левой руки;
  • учащенные сердцебиения;
  • чувство «замирания», «переворачивания» сердца;
  • колебания артериального давления (АД), на которые могут указывать головные боли (в том числе в ночное время), сопровождающиеся тошнотой, мельканием черных точек перед глазами, болью в сердце.

При наличии перечисленных симптомов важно прислушаться к собственному самочувствию, установить контроль АД – регулярно измерять его дважды в сутки (утром и вечером), желательно в одно и то же время. Многие современные тонометры помимо АД измеряют и частоту сердечных сокращений (ЧСС), если этот показатель ниже 60 или выше 80-90 – обязательно надо посетить врача.

Некоторые «постковидные» изменения в органах кровообращения не проявляются клиническими симптомами, но также требуют вмешательства специалиста. В числе таких изменений – расстройство свертывания крови (склонность к тромбообразованию или, напротив, излишняя кровоточивость, которая может быть связана, в том числе, и с назначением антикоагулянтов). Нередко меняется липидный профиль, чему способствует и ухудшение работы печени под влиянием вирусной интоксикации, некоторых лекарств. Несложные анализы крови позволят вовремя обнаружить проблему и принять меры для ее устранения. Поэтому практикующие доктора рекомендуют прийти на прием спустя 3-4 месяца после COVID-19 для оценки факторов риска и предупреждения возможных осложнений болезни.

Вы можете записаться на прием к следующим специалистам кардиологам